Выпуск 6

Продукция с обязательной долей вторсырья: изменения 2025 года

Правительство РФ своим распоряжением №2330-р от 28.08.2024 г.[1] утвердило перечни видов продукции (товаров), работ и услуг, производство, выполнение и оказание которых осуществляются с обязательным использованием определенной доли вторичного сырья в их составе (далее – РП РФ №2330-р или Перечень). Правило вступило в законную силу с 1 января 2025 года, однако, что это за правило, на кого оно распространяется, что такое определенная доля вторичного сырья, кто ее определяет и чем доказывает, предлагаю разобраться.

Летом 2024 года, так называемым Законом о расширенной ответственности или РОП (далее – Закон №451-ФЗ[2]) к полномочиям Правительства РФ с 1 сентября 2024 года было отнесено утверждение перечней видов продукции (товаров), работ и услуг, производство, выполнение и оказание которых осуществляются с обязательным использованием определенной доли вторичного сырья в их составе (п.1 ст.2).

Реализовав свое право, Правительство РФ в распоряжении №2330-р утвердило перечни таких товаров, работ и услуг, производство, выполнение и оказание которых с 1 января 2025 года обязательно должно происходить с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе.

Так, перечень продукции (товаров), произведенных с обязательной долей вторсырья в их составе, состоит из 12 позиций, среди которых: полиэтиленовые мешки и сумки, преформы, бутылки, флаконы из полиэтиленрефталата (ПЭТ или PET (01)), резиновые покрытия и плитка, плиты ДСП, пеллеты, почвогрунты, ящики и коробки из гофрированной бумаги и картона и т.д. Перечень работ и услуг содержит всего 4 позиции, которые акцентированы на следующие виды используемых при выполнении определенных Перечнем работ материалов: вскрышные и вмещающие породы, отходы V класса опасности, образованные при недропользовании, фосфогипсы, шлаки металлургические, шламы, зола-уноса, резиновый порошок, золошлаковые смеси.

В соответствии с определениями ст.1 Закона №7-ФЗ[3] и ст.1 Закона №89-ФЗ[4] «вторичное сырье» — это продукция, полученная в результате утилизации вторичных ресурсов (отходов) непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности. Данное утверждение отражено и в позиции Минприроды России, высказанной в письмах от 12.01.2024 № 25-47/442[5], от 11.12.2023 № 25-53/47481[6].

Примечание: многие полагают, что указание в определении «вторичного сырья» на возможность его образования непосредственно, без обработки, т.е. без предварительной подготовки, означает допустимость признания вторичным сырьем просто путем установления соответствия свойств и качества образованного отхода (вещества или предмета, чей статус собственником не определен) с теми же характеристиками в документах стандартизации (технические условия, ГОСТы, стандарты и регламенты предприятий и т.д.). Это не так, поскольку:

- вторичные ресурсы, из которых можно получить вторичное сырье — это отходы с паспортом (если речь идет о I-IV классах опасности), содержащие полезные фракции, которые хозяйствующий субъект, их образовавший, отнес к вторичным ресурсам;

- использование отходов с целью получения продукции – это утилизация отходов, следовательно использование вторичных ресурсов (отходов) с целью получения вторичного сырья (продукции) – это утилизация вторичных ресурсов;

- утилизация предполагает выполнение работ (ст.9 Закона №89-ФЗ), т.е. совершение каких-либо технологических операций, при этом обработка используемых в целях получения продукции вторичных ресурсов (отходов) не всегда требуется или даже происходит в непрерывном процессе вовлечения отхода в использование.

Кроме того, не стоит забывать и про тот факт, что выполнение работ по утилизации вторичных ресурсов (отходов I-IV классов опасности) требует от исполнителя наличия лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности (п.30 ч.1 ст.12 Закона №99-ФЗ[1]).



Несмотря на все сказанное выше о вторичном сырье, в целях реализации правил распоряжения Правительства РФ №2330-р под использованием определенной доли вторичного сырья понимается использование определенной доли сырья, полученного из отходов производства и потребления, побочных продуктов производства, отходов недропользования, включая вскрышные и вмещающие горные породы, т.е. вторичным сырьем могут быть не только утилизированные отходы, но и образованные на предприятиях побочные продукты, отходы недропользования, включая «вскрышу».

Как вторичное сырье помимо продукции (компоста), полученного из отходов, можно использовать и, например, илы или осадки сточных вод, учтенные как побочная продукция.

Важно для реализации такого использования знать, что:

1. К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством РФ (п.2 ст.51.1 Закона №7-ФЗ).

Чем побочный продукт производство отличается от вторичного сырья, которое также является продукцией?

- вторичное сырье получено при использовании отходов, а побочный продукт – от используемых при производстве основной продукции или при выполнении работ или оказании услуг сырья, веществ, материалов и предметов;

- вторичное сырье - результат работ по утилизации отходов, в отдельных случаях требующих лицензии на обращение с отходами, а побочный продукт – результат работ с вещами, не имеющими статуса отхода (ни паспорта, ни учета, ни отчетности, ни нормативов и т.д.).

Таким образом, побочный продукт хоть и является сырьем для производства, т.е. продукцией, но не может быть вторичным сырьем, поскольку в момент отнесения образованных веществ и/или предметов к побочному продукту они не имели статуса «отход» (не имели паспорта, не были отражены в учете, в нормативах и лимитах образования и размещения, в инвентаризации и т.д.).

2. По общему правилу ст.23.4 Закона №2395-1[2] отходы недропользования, образовавшиеся при осуществлении пользования недрами на предоставленном в пользование участке недр, могут быть использованы пользователем недр, для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов, при этом отходы недропользования V класса опасности, наряду с указанной целью, могут быть использованы для:

- собственных производственных и технологических нужд;

- ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;

- рекультивации земель.

Отходы недропользования, являющиеся вскрышными и вмещающими горными породами, помимо целей использования, установленных для отходов недропользования V класса опасности, согласно ст. 23.5 Закона №2395-1 можно использовать для:

- ведения горных работ;

- передачи иному пользователю недр в целях их использования для собственных производственных и технологических нужд, ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель в объеме, определенном техническими и иными проектами;

- передачи иному лицу в целях использования таким лицом передаваемых вскрышных и вмещающих горных пород для собственных производственных и технологических нужд, не связанных с осуществлением пользования недрами.

Таким образом, использование отходов недропользования, включая вскрышные и вмещающие горные породы, ограничено теми целями, которые содержатся в ст.ст. 23.4,23.5 Закона №2395-1.

Доля вторичного сырья рассчитывается по виду продукции (товаров), выпускаемой предприятием с использованием вторичного сырья, в объеме среднегодовых значений выпускаемых видов продукции (товаров).

Распоряжение Правительства РФ №2330-р устанавливает и иные случаи, исключающие обязательность использования определенной доли вторичного сырья, так, для следующих видов продукции (товаров) из Перечня использование вторичного сырья не обязательно, если:

- вторичное сырье (сланцевая зола, и (или) золошлаковая смесь (зола-уноса), и (или) белитовый (нефелиновый) шлам, и (или) гранулированный доменный шлак) недоступно в радиусе 100 километров от объекта производства цемента общестроительного (за исключением цементов марки ЦЕМ 0 и марки ЦЕМ I);

- ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона с использованием вторичного сырья и изделия из полиэтилена и полиэтилентерефталата (мешки, сумки, преформы, бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия), являются потребительской упаковкой, предназначенной для упаковывания пищевой продукции;

- до места производства мелиорантов на основе природного материала (минерала), применяемых при фосфоритовании и гипсовании почв, менее 30 километров по дорогам общего пользования.

Для следующих видов работ и услуг из Перечня использование вторичного сырья не обязательно, если:

- работы, услуги Перечня (любые) выполняются в соответствии с проектом мелиорации земель, проектом рекультивации земель, техническим проектом ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, проектной документацией на строительство, реконструкцию автомобильных дорог, разработанными на основании технического задания, утвержденными до 1 января 2025 г.;

- вскрышные и вмещающие горные породы, отходы недропользования V класса опасности, образованные при осуществлении пользования недрами, не доступны в радиусе 100 километров от горной выработки, иного сооружения, связанного с пользованием недрами, в отношении которых осуществляются ликвидация, консервации;

- щебень и песок, полученные из шлаков, и (или) вскрышных пород, и (или) готовых щебеночно-песчаных смесей из шлаков, и (или) металлургических шлаков (доменных и сталеплавительных), и (или) комплексных минеральных вяжущих, произведенных с использованием шлаков доменных и электротермософосфорных гранулированных, и (или) золы-уноса, и (или) белитового шлама, и (или) золошлаковой смеси и пыли-уноса вращающихся печей, или с применением модификаторов на основе резиновых порошков, произведенных из изношенных шин

1) не допускается документами по стандартизации к применению в соответствующих конструктивных элементах автомобильных дорог;

2) превышает цену материала, на замену которого предусмотрено его применение;

3) расположен на удалении более 30 километров от участка автомобильной дороги, и его недоступность определена проектной документацией на выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильных дорог;

- фосфогипс недоступен в радиусе 100 километров от земель, земельного участка, в отношении которых осуществляются химическая мелиорация, рекультивация.

Состав Перечней может актуализироваться Правительством РФ на основании подготавливаемых ежегодно, начиная с 2025 года, не позднее 1 сентября Минпромторгом России предложений, согласованных с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

СПРАВОЧНО:

С 1 сентября 2025 года полномочия Правительства РФ (ст.5 Закона №7-ФЗ) еще дополнятся:

- установлением перечня видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке и (или) утилизации либо их обработка и (или) утилизация затруднительны (абз. 3 п. 2 ст. 2 Закона №268-ФЗ[3]). В настоящее время этот перечень уже принят распоряжением Правительства РФ №2827-р[4], которое вступит в законную силу с 01.09.2025 г.;

- установлением порядка подтверждения производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг с использованием доли вторичного сырья в их составе (пп. «б» п. 2 ст. 2 Закона №296-ФЗ[5]).

Какой-либо ответственности за несоблюдение компаниями данного распоряжения, а также лиц, ответственных за контроль его надлежащего исполнения, данным документом не называются. Вместе с тем следует отметить, что помимо работающего правила «мягкой власти моральной легитимности», когда человек (компания), зная о существовании правила, не будучи уверенным в неизбежности наказания, принимает между тем решения, которые так или иначе учитывают существующее правило, тем самым выстраивая свое добросовестное поведение, существуют и другие нормативно-правовые акты, которые могут влиять на соблюдение указанного правила. Это и положение о «зеленых закупках»[6], в рамках которого формируются правила закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при которых предъявляются экологические требования; и перечни товаров, работ и услуг, произведенных, выполненных и оказанных с определенной долей вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству и выполнению[7]; и право на применение понижающего коэффициента при расчете объема расширенной ответственности (п.15 ст.24.2-1 Закона №89-ФЗ) и льготы по налогу на прибыль.

[1] Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

[2] Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

[3] Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

[4] Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2024 № 2827-р «Об утверждении перечня видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке и (или) утилизации либо их обработка и (или) утилизация затруднительны»

[5] Федеральный закон от 08.08.2024 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

[6] Постановление Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224 «Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования»

[7] Распоряжение Правительства РФ от 02.08.2023 № 2094-р «Об утверждении перечня видов продукции (товаров), производство которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их производству, и перечня видов работ, услуг, выполнение и оказание которых осуществляется с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе и в отношении которых осуществляется стимулирование деятельности по их выполнению»

Автор: Наталья Сергеевна Беляева, генеральный директор ООО «Дельфи»,
Член НТС Росприроднадзора РФ, автор ТГ-канала Метод Дельфи
Законодательсво