Не отправляйте компост на экспорт пока не прочитаете это!
Хотим изложить от первого лица историю, которой поделился руководитель КФХ из Республики Чувашия Игорь Юрьевич Грацилев.
Сегодня расскажем о своем опыте экспорта биогумуса. Приготовьтесь, это будет длинная и почти детективная история!
Все началось осенью 22-го года. Нам позвонил представитель тайваньской компании, которая решила купить биогумус в России.
Круг первый: сбор документов о товаре
Началась работа по предоставлению информации о нашем товаре, анализов и прочей документальной работы. После того как она была завершена, мы презентовали свою продукцию и вышли на заключение договора.
По условиям этого договора мы должны были поставить пробный морской контейнер на Тайвань. Товар - биогумус нашего производства.
Опыта экспортной сделки у нас не было никакого, но к 2022 году мы точно понимали, что наша продукция имеет экспортный потенциал и востребована за рубежом. Было также понимание, что будет очень много ограничений и сложностей с ее вывозом. И действительно, сложности начались буквально сразу.
Мы обратились в Территориальное Управление Россельхознадзора по республике Чувашия и Ульяновской области, чтобы узнать, какие нужны документы, чтобы пройти проверки для экспорта биогумуса. И к нашему удивлению, Россельхозназор просмотрев сделки по экспорту в системе “Меркурий” не нашёл прецедентов вывоза биогомуса с территории Российской Федерации, тем более в дальнее зарубежье.
Были сделки по ближнему зарубежью, по таможенному союзу, где у нас уже согласованная нормативная база, а для дальнего зарубежья историй, на опыт которых можно было опереться - не было. После получения такой информации Россельхознадзор взял паузу, чтобы изучить ситуацию «с нуля».
Круг второй: по какому сертификату вывозить?
Было только два варианта:
- фитосанитарный сертификат для продукции растительного происхождения
- ветеринарный сертификат для продукции животного происхождения. Россельхознадзор пришел к выводу, что биогумус надо вывозить по ветеринарным сертификатам. Сразу оговорюсь: проверки по ветеринарии более жесткие и более вдумчивые, но мы не испугались и начали процедуру.
В целом работа территориального управления Россельхознадзора, помощь сотрудников в организации экспортной сделки, вызывает огромное уважение и благодарность. Мы подготовили весь пакет документов и проверки начались. Цель проверок заключалась в том, чтобы мы смогли попасть во все системы: ГИС «Меркурий», “Цербер” и “Аргус”.
В результате мы прошли проверки и ветеринарного контроля Россельхознадзора, и ветеринарной службы. Сказать, что это был интересный опыт — ничего не сказать. На нашем производстве сразу же появились схема производства, движения сырья и готовой продукции, графики дератизации, дезинфекции, акты выполненных работ, появились ответственные за эти работы люди. Ветеринарная служба тоже проинспектировала наше производство.
Вы не поверите, но даже котов поставили на учет, всем выписали паспорта, проверили температуру и теперь они все у нас с паспортами и ежегодно делают прививки.
К началу 2023 года мы полностью прошли все проверки, были внесены во все электронные системы и в реестр экспортеров. Территориальным управлением Россельхознадзора было выдано заключение о том, что наша продукция соответствует требованиям Российской Федерации по всем критериям для экспорта. Заявка ушла на утверждение в Центральный Аппарат Россельхознадзора по системе “Цербер”.
Продукция готова, договор заключен! Сидим - ждём ответ. Через месяц пришел ответ, а вместе с ним и первые настоящие сложности.
Круг третий: сертификат соответствия страны экспортера
Оказывается, что мало соответствовать критериям и требованиям стороны экспортера к вывозимой продукции, нужно еще соответствовать требованиям страны импортера. Все эти требования ветеринарные надзорные органы должны были между собой согласовать. В случае с Тайванем согласованных требований не было, следовательно, их надо было узнать и прописать.
Тайвань считает себя независимым государством и живет по своим законам. Пекин считает, что Тайвань – это Китай. Поэтому обращение об уточнении требований Тайваня к органическим удобрениям животного происхождения написал через Московско-Тайбэйскую координационную комиссию по экономическому и культурному сотрудничеству. И вдруг выясняется, что Тайвань считает нашу страну карантинной по трем болезням крупного рогатого скота. А биогумус у нас идет по ветеринарному сертификату. Приходит ответ: экспорт биогумуса запрещен!
Центральный аппарат Россельхознадзора пишет в Тайбэйско-Московскую комиссию письмо о том, что страна у нас большая и республика Чувашия считается чистой по болезням крупного рогатого скота и не входит ни в какую карантинную зону, а вывоз продукции не должен быть ограничен. Всплывают новые юридические сложности.
Наши государственные органы в своей работе регулируется ФЗ № 59, в котором говорится о том, что ответ на обращение должен быть дан не более чем за 30 календарных дней, т.е. в течение месяца после обращения гражданина.
Но органы и представители других стран не подчиняются ФЗ № 59. Никто их не может ограничить в сроках подачи ответа. Мы разговариваем с клиентом, обсуждаем все сложности произошедшего. Клиент говорит: «Ребят, вы вызываете доверие. Давайте вы получите полный платеж по договору, потому что вы несете все издержки. А вы даете обещание, что сделку доведете до конца». И мы на себя это обязательство взяли.
Круг четвертый: как получить деньги
Операция по получению денег из за рубежа в современных условиях - это нелегкая задача!
Нужно было деньги полученные от иностранного клиента задекларировать. Перебрав с десяток банков, с большим трудом нашли один, который все еще мог получать платежи напрямую из Тайваня. Деньги мы получили уже в 2023 году. Решили, что всю сумму мы снимать не будем, часть оставим на всякий случай: вдруг какие-то непредвиденные обстоятельства возникнут и они, конечно же, возникли, ведь банком корреспондентом был Kiwi Bank. А в 2023 году Центральный банк Российской Федерации лишил его лицензии на работу и часть денег за эту сделку зависает на расчетном счете. Получить мы их смогли только через агентство страхования. В результате через третий банк вывели сумму к себе на карту.
Круг пятый: бумаги ходят по кругу
А между тем разрешение на экспорт мы все не получили. Нервы мои были на пределе, и я начал звонить в Центральный аппарат Россельхознадзора. Специалисты РСН ссылались на задержки в Тайбей-Московской комиссии. Мы начали звонить туда. Там нам отвечали, что ответственное лицо отсутствует/в отпуске/скоро будет (нужное подчеркнуть). И лишь спустя два с половиной месяца нам был дан письменный ответ, что мы все равно в карантине и отгрузка запрещена. Мы обратились к клиенту, рассказали об этих сложностях.
Клиент пришел в карантинное ведомство уже на острове Тайвань и там сказали, что ограничений никаких нет, что Московско-Тайбэйская координационная комиссия по экономическому и культурному сотрудничеству живет своей жизнью и за ее решения они не отвечают. Клиент подготавливает письмо на фирменном бланке с ответом карантинного ведомства Тайваня и высылает нам.
Мы это письмо в оригинале и в переводе пересылаем в Центральный аппарат Россельхознадзора. Опять начинается процесс рассмотрения длиной в месяц. Потом РСН сказал, что нужно информацию перепроверить и написал новое обращение … куда? … на Тайвань? …. Нет!!! Опять в Московско-Тайбэйскую координационную комиссию по экономическому и культурному сотрудничеству. И опять ожидание без конца и края!!!
Ситуация накаляется, ведь с начала истории прошел уже год. Я начинаю снова тревожить Центральный аппарат Россельхознадзора.
Отделываются ребята общими фразами. Но чем больше проходит времени, тем больше я теряю терпение. У нас происходит разговор на повышенных тонах со специалистом, который очень невежливо мне сообщает, что они из-за меня своих правил менять не собираются! Это меня это очень сильно задевает, и я вынужден был сказать, что буду писать жалобу на имя Президента Российской Федерации. “Пишите куда угодно!” - прозвучал ответ.
Круг шестой: все решает Путин
Я, лишенный других вариантов, написал обращение в администрацию Президента РФ. Написал на трёх страницах, описал текущую ситуацию: являясь представителем малого бизнеса, опираясь на постановления правительства РФ и президента РФ о поддержке несырьевого экспорта и о поддержке представителей малого бизнеса, прошу оказать содействие в этой экспортной сделке. Отправил!
И знаете, система работает! Я был приятно удивлён скоростью принятия решения. Буквально через 4 дня ко мне приходит ответ о том, что мое обращение получено и передано на рассмотрение по существу обратно в центральный аппарат Россельхознадзора. Я сначала расстроился, решил, что опять дело зависнет.
Но нет, уже через два дня со мной связывается представитель центрального аппарата Россельхознадзора и спрашивает: “ Готовы ли вы обсудить вашу проблему по телемосту с нашими руководителями?”
Уже через день происходит видеозвонок. Один из руководителей центрального аппарата Россельхознадзора выходит со мной на связь.
Мне подсказали, как обойти эту ситуацию и буквально через три дня я получил разрешение на экспорт. Но на этом сложности не закончились. Дальше нужно было транспортировать этот груз клиенту. Моя неопытность сыграла со мной злую шутку.
Я решил, что нужно заключить сделку с крупной логистической компанией, которая точно все отправит, ведь у нее все процессы отлажены. Наивный человек!
Круг седьмой: отправка груза из точки А в точку Б
У меня был договор с брокером для оформления сделки на таможне, мы начали заключать договор с самой крупной логистической компанией, которую я выбрал. На момент заключения договора на транспортировку этого морского контейнера все звучало очень замечательно, тарифы были весьма привлекательными.
Седьмой круг ада заключался в том, что у фирмы перевозчика стандартно заключается договор через сайт, через автоматизированную систему, и выяснилось, что именно моя форма хозяйствования — КФХ — не включена в эту систему. А значит, через электронную форму договор с фирмой заключить я не могу.
Мы начали заключать договор на бумажном носителе. На это ушло очень много времени, но договор мы все же заключили.
Далее выясняется, что надо заявку на отгрузку оформить опять в электронном виде, а там нужно условно говоря забить точку А (место отправки) и точку B (место получения). Многие направления легко оформляются в электронном виде, но не наше – нет утвержденного тарифа первого этапа перевозки. Без утвержденного тарифа заявка не оформляется. По предложению логистической компании оптимальным решением доставки груза было: сначала доставлять груз автомобильным транспортом до Казани (станция Тихорецкая), затем уже железнодорожным транспортом до порта Владивосток и затем морским транспортом на Тайвань. Автомобильный тариф утверждали около 10 дней. Потом была череда смены курирующих менеджеров от компании перевозчика. Дали менеджера из Владивостока, а потому разница в часовых поясах сильно мешала нашей работе.
Но в конце концов все эти задержки были пройдены и 22 марта 2024 мы наконец отгрузили товар. То есть с момента получения разрешения на вывоз в ноябре 2023 до отправки груза в конце марта 2024 (четыре долгих месяца) мы вели бумажную работу с логистической компанией.
Мы получили все документы, выписали сертификаты, прошли проверку в лаборатории ВНИИЗЖ, выездную проверку Россельхознадзора, который проинспектировал груз, все загрузили и отправили.
23 марта груз дошел до станции Тихорецкая. Для справки: сертификат выписывается на месяц с правом продления еще на один месяц. Но проходит 20 дней, а груз со станции Тихорецкой никуда не тронулся!

Рис. 1 А - Деревня Лагери Чебоксарского района; B - станция Тихорецкая Горьковской железной дороги (Казань). Расстояние - 150, 98 км. Автотранспорт.
Начинаю звонить перевозчику. Надо отметить, что очень несерьезный подход к исполнению своих обязанностей у них для представителей малого бизнеса. Природу этого я тоже понимаю: это единственный контейнер, который стоит на станции.
Отдельно контейнер не отправишь, ждут сборного груза, чтобы его выгодно было отправить до Владивостока. Но мне об этом не говорят - меня “кормят завтраками”, сроки каждый день сдвигаются, а действие сертификата подходит к концу.
В результате груз доезжает до порта Владивосток только в июле. То есть мы отправили контейнер 22 марта и только в июле он попадает в порт Владивосток. Понятно, что все официальные сертификаты уже просрочены и начинается новая история.
Начинаю звонить перевозчику. Надо отметить, что очень несерьезный подход к исполнению своих обязанностей у них для представителей малого бизнеса. Природу этого я тоже понимаю: это единственный контейнер, который стоит на станции.
Отдельно контейнер не отправишь, ждут сборного груза, чтобы его выгодно было отправить до Владивостока. Но мне об этом не говорят - меня “кормят завтраками”, сроки каждый день сдвигаются, а действие сертификата подходит к концу.
В результате груз доезжает до порта Владивосток только в июле. То есть мы отправили контейнер 22 марта и только в июле он попадает в порт Владивосток. Понятно, что все официальные сертификаты уже просрочены и начинается новая история.

Рис. 2. А - Станция Тихорецкая Горьковской железной дороги: B - порт Владивосток. Расстояние - 7574 км. Железнодорожный транспорт.
Круг восьмой: сертификаты нужно делать заново
Погрузить контейнер на корабль с просроченными сертификатами мы не можем. Нужно заново все оформить. С юридической точки зрения нужно вылететь в Владивосток и опять пройти все проверки, вскрыть контейнер, взять образцы, заключить договор с местной карантинной лабораторией, сдать туда пробы, получить заключение, заключение донести в Россельхознадзор и получить новый сертификат. И уже с новыми сертификатами отправить груз морским транспортом.
Я понимаю, что это все очень недешево. Происходит неприятный разговор с представителями компании-перевозчика, в ходе которого они соглашаются взять на себя обязательства по получению этого сертификата и проведение работ по вскрытию контейнера, отборке проб и прочих мероприятий.
Во Владивостоке нет лаборатории ВНИИЗЖ, там есть лаборатория ВНИИКР, которая работает с Россельхознадзором. Заключили договор с ВНИИКР, написали доверенности на представителей компании-перевозчика о том, что они имеют право вскрыть контейнер, сдали образцы. Все эти манипуляции снова заняли много времени и сил. Но эта работа была проведена, заключение было сдано уже в Россельхознадзоре Приморского края. Все это было сделано дистанционно. Все это время груз стоял в порту на платном хранении.
Хочу поблагодарить сотрудников Россельхознадзора Приморского края, которые очень помогли с оформлением документов. Я не ожидал такой активной помощи от них.
Круг девятый: груз ушел, а сертификат остался!
Сертификат получен, груз готов к отгрузке, ждем корабль. Первый корабль отменяется, так как у него поменялся маршрут.
Через неделю приходит второй корабль, и мы наконец-то отправляем груз на Тайвань! Но не время радоваться. Компания - перевозчик взяла на себя работы по получению всех сертификатов, а сертификат с контейнером не отправила: он так и остался лежать в Приморском отделении Россельхознадзора, а груз уже идет на Тайвань в порт Килунг. И, конечно же, его в порту не выдадут. Как переправить бумаги на Тайвань?
Я нахожу девушку, которая летит из Южно-Сахалинска через Владивосток в Китай в Гуанчжоу. Там она сдаст документы в китайскую местную экспресс почту, которая обещала в течение 36 часов доставить документы до Тайваня. Благодаря милой девушке сертификат пришел вовремя!
Почему такая схема? Потому что отправить документы из Владивостока на Тайвань стоит порядка 14 тысяч рублей и идти они будут 2−3 недели (эти сроки и цены с небольшими изменениями назвали все отделения экспресс почты города Владивосток). Корабль, конечно же, к этому времени уже придет в порт и начнется простой груза в порту Тайваня.
Круг восьмой: сертификаты нужно делать заново
Погрузить контейнер на корабль с просроченными сертификатами мы не можем. Нужно заново все оформить. С юридической точки зрения нужно вылететь в Владивосток и опять пройти все проверки, вскрыть контейнер, взять образцы, заключить договор с местной карантинной лабораторией, сдать туда пробы, получить заключение, заключение донести в Россельхознадзор и получить новый сертификат. И уже с новыми сертификатами отправить груз морским транспортом.
Я понимаю, что это все очень недешево. Происходит неприятный разговор с представителями компании-перевозчика, в ходе которого они соглашаются взять на себя обязательства по получению этого сертификата и проведение работ по вскрытию контейнера, отборке проб и прочих мероприятий.
Во Владивостоке нет лаборатории ВНИИЗЖ, там есть лаборатория ВНИИКР, которая работает с Россельхознадзором. Заключили договор с ВНИИКР, написали доверенности на представителей компании-перевозчика о том, что они имеют право вскрыть контейнер, сдали образцы. Все эти манипуляции снова заняли много времени и сил. Но эта работа была проведена, заключение было сдано уже в Россельхознадзоре Приморского края. Все это было сделано дистанционно. Все это время груз стоял в порту на платном хранении.
Хочу поблагодарить сотрудников Россельхознадзора Приморского края, которые очень помогли с оформлением документов. Я не ожидал такой активной помощи от них.
Круг девятый: груз ушел, а сертификат остался!
Сертификат получен, груз готов к отгрузке, ждем корабль. Первый корабль отменяется, так как у него поменялся маршрут.
Через неделю приходит второй корабль, и мы наконец-то отправляем груз на Тайвань! Но не время радоваться. Компания - перевозчик взяла на себя работы по получению всех сертификатов, а сертификат с контейнером не отправила: он так и остался лежать в Приморском отделении Россельхознадзора, а груз уже идет на Тайвань в порт Килунг. И, конечно же, его в порту не выдадут. Как переправить бумаги на Тайвань?
Я нахожу девушку, которая летит из Южно-Сахалинска через Владивосток в Китай в Гуанчжоу. Там она сдаст документы в китайскую местную экспресс почту, которая обещала в течение 36 часов доставить документы до Тайваня. Благодаря милой девушке сертификат пришел вовремя!
Почему такая схема? Потому что отправить документы из Владивостока на Тайвань стоит порядка 14 тысяч рублей и идти они будут 2−3 недели (эти сроки и цены с небольшими изменениями назвали все отделения экспресс почты города Владивосток). Корабль, конечно же, к этому времени уже придет в порт и начнется простой груза в порту Тайваня.

Рис. 3. A - порт Владивосток; B - порт Цзилунг (Тайвань) Расстояние 2373 км. Морской транспорт
Примечание редактора: В общей сложности контейнер прошел путь в 10 099 км. Вся история от начала сбора документов до отгрузки в порту назначения заняла 22, 5 месяца.
Примечание редактора: В общей сложности контейнер прошел путь в 10 099 км. Вся история от начала сбора документов до отгрузки в порту назначения заняла 22, 5 месяца.

И на “закуску” - новые издержки
Работа компании-перевозчика с малыми клиентами оставляет желать лучшего. Перевозчик выставил мне счета не просто за логистику, а за все другие работы и издержки: вскрытие контейнера, простой в порту, сверхнормативное использование контейнера, взятие проб. В общей сложности сумма возросла на 90 тысяч рублей.
Груз приходит в порт назначения. Возникает новая проблема: политическое обострение отношений Тайваня с Китаем, а, следовательно, и с Россией. Груз застрял в порту, начались претензии к заполнению сертификата. Вот тут мне очень сильно помогли сотрудники территориального управления Приморского края. Они правильный сертификат переделывали для меня три раза, и ни разу я не услышал отказа. Только: «Пишите обращение. Будем помогать нашим предпринимателям!»
История закончилась в сентябре 2024: клиент получил груз - я выполнил свое обещание. Сейчас мы ведем переговоры по отправке второго груза с учетом полученного опыта. Клиент ведет работы по изготовлению органоминеральных удобрений и получению сертификатов (наша продукция – органическая часть будущего удобрения).
Это был бесценный опыт, который мы осмыслили не сразу. В будущем будем его использовать и надеемся, что эта история поможет и другим предпринимателям.
Теперь уже экспортировать нашу продукцию будем куда быстрее: в реестре экспортеров мы уже числимся, как организовывать эти сделки теперь понимаем.
Хочу добавить, что этот опыт не просто нам дался и если бы клиент нам заранее денег за всё не перевёл, осуществить ее было бы очень накладно. А без помощи администрации Президента РФ, наш груз никогда не достиг бы острова Тайвань.
И напоследок хочу сказать, что желание экспортировать нашу продукцию у нас не пропало. Трудности лишь дали заряд спортивной злости и желание идти дальше. Ведь, как оказалось, нет нерешаемых задач. Мы изучаем рынок органических удобрений за рубежом. Понимаем, что они востребованы - спрос растет на 14−15% в год. Есть куда развиваться и кому продавать нашу продукцию. Тем более мы расширили товарную линейку еще и листовыми подкормками (жидкие органические удобрения), изготовленными из нашего биогумуса.
Автор: Грацилев Игорь Юрьевич, руководитель КФХ из Республики Чувашия
Работа компании-перевозчика с малыми клиентами оставляет желать лучшего. Перевозчик выставил мне счета не просто за логистику, а за все другие работы и издержки: вскрытие контейнера, простой в порту, сверхнормативное использование контейнера, взятие проб. В общей сложности сумма возросла на 90 тысяч рублей.
Груз приходит в порт назначения. Возникает новая проблема: политическое обострение отношений Тайваня с Китаем, а, следовательно, и с Россией. Груз застрял в порту, начались претензии к заполнению сертификата. Вот тут мне очень сильно помогли сотрудники территориального управления Приморского края. Они правильный сертификат переделывали для меня три раза, и ни разу я не услышал отказа. Только: «Пишите обращение. Будем помогать нашим предпринимателям!»
История закончилась в сентябре 2024: клиент получил груз - я выполнил свое обещание. Сейчас мы ведем переговоры по отправке второго груза с учетом полученного опыта. Клиент ведет работы по изготовлению органоминеральных удобрений и получению сертификатов (наша продукция – органическая часть будущего удобрения).
Это был бесценный опыт, который мы осмыслили не сразу. В будущем будем его использовать и надеемся, что эта история поможет и другим предпринимателям.
Теперь уже экспортировать нашу продукцию будем куда быстрее: в реестре экспортеров мы уже числимся, как организовывать эти сделки теперь понимаем.
Хочу добавить, что этот опыт не просто нам дался и если бы клиент нам заранее денег за всё не перевёл, осуществить ее было бы очень накладно. А без помощи администрации Президента РФ, наш груз никогда не достиг бы острова Тайвань.
И напоследок хочу сказать, что желание экспортировать нашу продукцию у нас не пропало. Трудности лишь дали заряд спортивной злости и желание идти дальше. Ведь, как оказалось, нет нерешаемых задач. Мы изучаем рынок органических удобрений за рубежом. Понимаем, что они востребованы - спрос растет на 14−15% в год. Есть куда развиваться и кому продавать нашу продукцию. Тем более мы расширили товарную линейку еще и листовыми подкормками (жидкие органические удобрения), изготовленными из нашего биогумуса.
Автор: Грацилев Игорь Юрьевич, руководитель КФХ из Республики Чувашия
