Выпуск 4

Субсидирование проектов по переработке органических отходов

Проблема переработки органических отходов в Российской Федерации является одной из наиболее важных. Вместе с тем комплексные решения инвестиционного и технологического плана для повышения эффективности системы управления отходами в России пока отсутствуют. Инновационные механизмы управления отходами, специфика реализации проектов создания экотехнопарков и современных комплексов по переработке органических отходов на текущий момент еще несовершенны. Большинство специалистов считают, что именно инвестиционные аспекты тормозят развитие отрасли. При этом далеко не все организации знакомы с уже работающими механизмами предоставления субсидий. Об этом пойдет речь в данной статье.

Компании, у которых в рамках операционной деятельности образуются продовольственные излишки, органические отходы и побочные продукты животноводства – это компании сельскохозяйственной и пищевой промышленности, оптово-розничные сети, логистические компании и организации, работающие с продовольствием, водоканалы.

Финансовые инструменты трансформации бизнеса условно можно разделить на группы:

1. «зеленые» облигации/кредиты и облигации/кредиты с привязкой ценообразования к достижению ESG-целей (в т.ч. для предприятий АПК);

2. инструменты для компаний с высоким уровнем углеродного следа и экспорта: реестр углеродных единиц, облигации/кредиты на климатические проекты (адаптационные и коррекционные проекты по ПГ);

3. финансовые инструменты для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП);

4. «зеленые» энергетические сертификаты (ВИЭ генерация);

5. проектное финансирование – ресурсосбережение, внедрение цикличной экономики.

Нормативно-правовая база РФ по «зеленому» финансированию включает ряд НПА:

1. ПП РФ от 11.03.2023 № 373 «О внесении изменений в ПП РФ от 21 сентября 2021 № 1587»;

2. ПП РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого развития в Российской Федерации»;

3. информационное письмо Банка России от 28 декабря 2022 г. № ИН-02-28/145 «О рекомендациях по учету финансовыми организациями ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития при организации корпоративного управления»;

4. РП РФ от 29 октября 2021 года № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года»;

5. положение Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (глава 65) N 714-П от 27.03.2020 «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»(65.2);

6. ФЗ от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О гос. корпорации развития «ВЭБ.РФ». Концепция зеленых облигаций;

7. ФЗ от 04.08.2023 № 489-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике»;

8. ГОСТ Р ИСО 14030-1-2022 «Оценка экологической результативности. Зеленые долговые инструменты. Часть 1. Механизм зеленых облигаций, ГОСТ Р 70339-2022 «Зеленые» стандарты. Финансирование строительной деятельности в целях устойчивого развития»;

9. ПП от 30.04.2019 № 541 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий».

Среди региональных НПА можно назвать:

· концепция «зеленых» облигаций города Москвы (от 23 мая 2023 года № 309-РП Москвы; от 23 апреля 2021 г. № 269-РП Москвы);

· ПП Московской области от 16 сентября 2020 года № 629/28 «О предоставлении гранта в форме субсидий из бюджета Московской области юридическим лицам на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с созданием новых мощностей комплексов по переработке отходов и об утверждении Порядка предоставления гранта в форме субсидий из бюджета Московской области юридическим лицам на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с созданием новых мощностей комплексов по переработке отходов»;

· закон Владимирской области от 05.12.2022 № 116-ОЗ «О развитии ответственного ведения бизнеса во Владимирской области»;

· РП Белгородской области от 5 июня 2023 года 430-рп «Об утверждении Плана реализации государственной программы Белгородской области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области» на 2023 год;

· ПП от 4 июня 2022 года №1024 – методика расчёта ключевых показателей эффективности губернаторов, ПП от 3 апреля 2021 года 542.

Среди наиболее популярных финансовых механизмов можно назвать «зеленые» облигации – это долговые ценные бумаги, которые выпускаются, чтобы привлечь инвестиции в проекты, направленные на улучшение экологической ситуации или минимизацию наносимого природе вреда, а также борьбу с изменением климата. Именно к такой категории можно отнести проекты по обращению с органическими отходами. Облигации – прозрачный инструмент ответственного инвестирования по целям предполагаемого финансирования. Обычно предоставляется ежегодный отчет об использовании средств, выделенных для реализации «зеленого» проекта. По данным экспертно-аналитической платформы ИНФАГРИН и докладу «Регионы и города России: устойчивое развитие и социально-экологические приоритеты в управлении 2023», облигации считаются лучше кредитов, т.к. обращаются на рынке публично, а кредиты – приватны.

Аналитическая записка «Сравнительный анализ механизмов финансирования «зелёных» и «грязных» инвестиционных проектов» приводит виды «зеленых» облигаций:

1. государственные (муниципальные) и выпущенные международными банками и финансовыми организациями облигации с общим обязательством;

2. корпоративные облигации с общим обязательством. Выпускаются для финансирования собственных «зеленых» проектов;

3. проектные облигации обеспечивают проектное финансирование «зеленых» (инфраструктурных) проектов;

4. доходные облигации (облигации, обеспеченные поступлением доходов). Как и по проектным облигациям, выплаты по облигациям осуществляются за счет реализации товаров и услуг, производимых в результате выполнения проекта;

5. бонды (облигации), обеспеченные обособленным (изъятым из баланса эмитента) пулом активов (asset-backed securities, ABS) или бонды с покрытием (обеспечены сохраненными на балансе эмитента активами). Выплаты по облигациям гарантируются денежным потоком проекта.

Какие проекты могут быть признаны «зелеными»?

· возобновляемые источники энергии (например, получение метана путем анаэробного сбраживания органических отходов в метантенках);

· предотвращение загрязнений и их контроль (например, организация комплексов переработки ППЖ);

· экологически устойчивое управление живыми природными ресурсами и землепользованием (например, внесение компостированных/переработанных традиционных и нетрадиционных органических удобрений);

· сохранение биоразнообразия (например, использование органических продуктов земледелия);

· устойчивое управление водными ресурсами и сточными водами (например, обработка осадков сточных вод);

· циркулярные адаптированные продукты безотходной экономики, производственные технологии и процессы (например, проекты комплексной переработки органических отходов);

· зеленые здания, отвечающие региональным, национальным или международно-признанным стандартам или сертификациям в области охраны окружающей среды (например, применение органических отходов в цементном производстве);

· другие проекты таксономии ПП РФ от 21.09.2021 № 1587.

Лидером проектного финансирования является ППК «РЭО» – оказывает финансовые меры поддержки инвестиционным проектам в сфере обращения с отходами, в том числе льготные займы из средств от выпуска облигаций. Формы поддержки со стороны ППК «РЭО»:

-выкуп облигационного займа инвестора;

-участие ППК «РЭО» в уставном капитале инвестора;

- заем из средств облигационного займа ППК «РЭО».

ППК «РЭО» может вернуть до 90 % вложений в строительство объекта за счет:

1. участия в уставных капиталах инвесторов и (или) проектных компаний;

2. предоставления поручительства по кредитам, займам и другим обязательствам инвесторов;

3. участия в уставных капиталах юридических лиц, выполняющих функции управляющих товарищей в договорах инвестиционного товарищества, в том числе путем приобретения долей (акций) в уставном капитале таких юридических лиц;

4. предоставления акционерных займов инвесторам, учредителем, участником или акционером которых выступает или будет выступать ППК РЭО;

5. приобретения облигаций, в том числе конвертируемых в доли (акции) в уставных капиталах, выпущенных с целью финансирования проекта.

Сумма запрашиваемой поддержки со стороны ППК «РЭО» на 2024 год может составлять:

-до 3 млрд руб. (при выкупе облигационного займа и участии в УК инвестора);

-до 23,75 млрд руб. при предоставлении займа за счет средств от выпуска облигаций ППК «РЭО».

Приоритетные направления финансирования инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами ППК «Российский экологический оператор» на 2024 год: «Объекты обработки ТКО и (или) захоронения ТКО и отходов после обработки ТКО и (или) утилизации вторичных ресурсов, и (или) производства промышленной продукции из вторичных ресурсов, строительство, реконструкция или модернизация которого осуществляется в рамках Инвестиционного проекта, и (или) система накопления и сбора вторичных ресурсов, включая сеть фандоматов».

Ранее выпуск облигаций и субсидированных купонов распространялся только на проекты ТКО. Сейчас, в соответствии с ПП РФ от 23.09.2023 г. № 1562, льготы распространяются в том числе и на экономику замкнутого цикла, сельскохозяйственные и другие органические отходы. А ПП РФ от 25.03.2022 № 467 «О порядке и условиях предоставления средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора» говорит, что за счет средств экологического сбора будет субсидироваться выпуск товаров из переработанных отходов, что также положительно отразится на отрасли. Постановление от 4 июля 2022 года № 1202 и постановление от 7 июля 2022 года № 1216 гарантирует, что площадки, объединяющие предприятия по переработке отходов, получат статус экотехнопарков и экопромышленных парков, а также смогут претендовать на государственную поддержку. Создание нового вида парков предусмотрено федеральным проектом «Экономика замкнутого цикла». Основные задачи данного проекта – увеличить к 2024 году долю использования вторичных ресурсов в сельском хозяйстве до 25%, в строительстве – до 20%, в промышленности – до 15%, что будет способствовать переработке органических отходов в ценные продукты. Конечно, всегда есть риск того, что поставленные целевые показатели не будут достигнуты по следующим причинам:

• наличие пробелов в природоохранном законодательстве;

• отсутствие экономического обоснования привлечения финансовых ресурсов из внебюджетных источников;

• неурегулированность вопросов раздельного сбора органических отходов;

• недостаточность механизмов стимулирования производителей соблюдать принципы экономики замкнутого цикла;

• низкий уровень просвещения руководителей предприятий в сфере обращения с органическими отходами;

• недостаточная осведомленность о способах субсидирования и т .д.

Также Минсельхоз России говорит о возможности получения мер поддержки сельскохозяйственными товаропроизводителями в виде льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов. Помимо этого, Минсельхоз подчеркивает важность господдержки и льготного кредитования объектов по внедрению глубокой переработки навоза и помета в органические удобрения. Этим объектам доступны льготные инвестиционные кредиты «для переработки, утилизации и хранения навоза, строительства, реконструкции и модернизации объектов хранения, переработки птичьего помета, а также приобретения оборудования».

Минпромторг России реализует меры государственной поддержки в части технологий в области компостирования отходов (ПП РФ от 12.12.2019 № 1649 и ПП РФ от 03.06.2020 № 811, ПП РФ от 03.01.2014 № 3). Также в соответствии с ПП РФ от 16.07.2020 № 1048 действует механизм специального инвестиционного контракта для поддержки современных технологий.

Помимо этого, в соответствии со статьей 11 ФЗ от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» Фонд развития промышленности предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку и внедрение на предприятиях НДТ: ИТС 41-2017 «Интенсивное разведение свиней», ИТС 42-2017 «Интенсивное разведение сельскохозяйственной птицы», ГОСТ Р 113.15.01-2019 «Наилучшие доступные технологии. Рекомендации по обработке, утилизации и обезвреживанию органических отходов сельскохозяйственного производства».

Проекты по обращению с органическими отходами могут быть классифицированы как климатические. Среди них могут быть как классические проекты дегазации полигонов с органическими отходами, которые решают проблемы накопленного экологического вреда полигонов и сокращения эмиссии парниковых газов (метан, СО2), улавливание свалочного газа с последующей утилизацией метана, так и проекты по сбору, сортировке, переработке. При соблюдении определенных критериев к климатическим проектам могут быть отнесены проекты по созданию вторичных материальных ресурсов (компоста, биогаза и пр.), а также проекты по вторичной переработке материальных ресурсов. Последние являются наиболее сложными с точки зрения проработки соответствия международным методикам и критериям климатических проектов, и для их внедрения потребуется участие экспертов на стадии разработки.

Потенциал поглощения атмосферного углерода пахотными почвами на сегодняшний день учтен недостаточно. Концепция «4 промилле», принятая на Конвенции сторон UNFCCC в Париже в 2015 году, направлена на стимулирование поглощения углерода пахотными почвами. Повышение запасов углерода в пахотном слое на 0,4% в год позволит компенсировать антропогенные выбросы парниковых газов. Для поддержания постоянства концентрации СО2 в атмосфере Земли почвы должны поглощать в 2030-2050 гг 1,4-1,6 Гт С/год, т.е. в среднем 0,9 т/га в год. Очевидно, что внесение компостов на основе органических отходов и ППЖ является самым перспективным путем повышения запасов углерода в почве.

Для того, чтобы организации могли успешно запланировать и реализовать субсидии, можно выделить 7 шагов по разработке и реализации финансовой стратегии:

1. Выполнить оценку экологических и финансовых рисков, определить цепочку создания стоимости с наиболее вероятными финансовыми воздействиями, провести экономическую оценку намечаемой деятельности, обозначить финансовые ожидания;

2. Провести оценку приоритетов с точки зрения заинтересованных сторон и способов (кредиты, облигации, сертификаты, климатические проекты и т.д.);

3. Оценить исходное состояние текущего проекта, наличие технологии переработки или возможности ее аренды, площадки для строительства, кадров и т.д.;

4. Определить цели и планы, амбиции и сроки;

5. Разработать дорожную карту проекта;

6. Наметить план реализации действий, интеграции в бизнес, точки контроля и мониторинга метрик;

7. Сообщить о своем прогрессе через ESG-отчеты или другие способы нефинансовой отчетности и СМИ.

Представленный в статье анализ существующей в России системы поддержки инвестиционных проектов в сфере обработки и утилизации органических отходов показал, что, несмотря на наличие определённых проблем в данной отрасли, принимаемые на государственном уровне решения позволяют активизировать процессы реформирования и модернизации сферы обращения с отходами, сделать более эффективной ее инфраструктуру, а главное — повысить ее инвестиционную привлекательность. Желаем успешных проектов в сфере переработки органических отходов.

Автор: Тимофеева Елена Александровна, к.б.н., доцент, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова