Выпуск 6

Фудшеринг в России - как это работает?

Фудшеринг набирает популярность в России: технологию поддерживают власти, о ней пишут главные федеральные средства массовой информации. Однако если вы отправитесь на онлайн-поиски истоков этого движения, то многочисленные площадки свяжут это понятие с актуальной экоповесткой и перенесут вас в Германию 2012 года. Это не совсем верно: в 2012 году появился только сам термин – фудшеринг. Валентин Турн и Рафаэль Фельмер, авторы термина, позиционировали фудшеринг как общественное экологическое движение, чтобы развивать осознанный подход к потреблению продуктов и природных ресурсов. Для обмена ненужной едой между участниками фудшеринга – их еще называют фудсейверами – в Германии создали специальную платформу foodsharing.de.

Предлагаем вместе проследить путь фудшеринга с самого начала.

Когда и где появился фудшеринг

История фудшеринга началась в 1960-х годах с момента появления в Америке первых банков еды: именно для применения этой технологии они и были созданы. Волонтер бесплатной столовой для бедных Джон ван Хенгель однажды узнал от одной из посетительниц, как много пригодной еды можно обнаружить в мусорных баках. Джону показался бессмысленным такой нерациональный подход к еде, на производство которой тратятся значительные ресурсы. Он недоумевал: зачем превращать хорошие продукты в отходы, в то время как люди голодают?

Ван Хенгель придумал концепцию банка еды и предложил предпринимателям отдавать невостребованные качественные продукты на специальный склад, чтобы затем раздавать эти продукты нуждающимся. Предприниматель запустил работу Банка еды Святой Марии (St. Mary’s Food Bank) в 1967 году, и с его помощью только за первый год перераспределил более 113,4 тонны продуктов. Позднее банки еды стали применять технологию фудшеринга для передачи не только еды, но и бытовой химии, средств гигиены и товаров для детей.

В 1980-х годах банки еды стали появляться по всему миру, а наибольшую популярность эти организации получили после мирового продовольственного кризиса 2006–2008 годов.

С 2006 года существует Всемирная ассоциация банков еды – Global FoodBanking Network (GFN), которая сегодня объединяет организации в 50 странах.

Фудшеринг в России

Объем пищевых отходов в России составляет 17,9 млн тонн ежегодно, в среднем каждый житель страны выкидывает около 80 кг еды в год. Об этом в интервью «Российской газете» рассказал глава Минприроды Александр Козлов:
«На предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности России образуется около 30 млн тонн вторичного сырья и отходов. Большая часть пищевых отходов приходится на конечных потребителей– 71%. Еще 29% – это отходы ритейла и организаций общественного питания».
По его словам, из вторичного сырья пищевой промышленности можно получать компоненты для химической, фармацевтической, микробиологической, строительной отраслей, а также удобрения, корма для скота и птицы. Также можно делать компост (при раздельном сборе) и техногрунт (совместное накопление разных фракций ТКО).
«Эти отходы нельзя захоранивать, они имеют ценность. Важно максимально вовлекать во вторичный оборот некачественные продукты, а также с истекающим сроком годности. Здесь необходимо совершенствовать государственное регулирование, и это – одна из важных задач. В нашей стране есть общественные организации, которые забирают еду в ресторанах, пекарнях, например, и передают ее нуждающимся, в благотворительные организации», – отметил Александр Козлов.
Эксперты оценили стоимость выброшенных россиянами продуктов в ₽1,6 трлн.

Отчасти исправить эту ситуацию может фудшеринг: уже в 2025 году благодаря интернет-сервисам может быть спасен 1 млн т продуктов.
Фудшеринг (от англ. food – «еда» и share – «делиться») — это практика распределения продуктов питания, как правило с истекающим (не истекшим) сроком годности, между членами сообщества с помощью специальных организаций или онлайн-платформ.

Цель фудшеринга – сохранение и перераспределение еды, которую в любом случае выбросили бы из ресторанов, кафе и магазинов.

Основные модели фудшеринга:

C2C-фудшеринг (распределение еды между физическими лицами). Физические лица размещают на специальной онлайн-платформе или в социальных сетях объявления с фотографиями и описанием тех продуктов питания, которые они готовы отдать.

B2C-фудшеринг (компании отдают еду потребителям). Компании-производители продуктов питания, розничные магазины и заведения общественного питания отдают неликвидное продовольствие, чтобы снизить экологический след своей деятельности, а также проявить социальную ответственность.

Основное правило фудшеринга – продавать продукты нельзя, только отдавать: людям или некоммерческим организациям.

Банк еды «Русь»

«Банк еды «Русь» – первая фудшеринговая организация и самый крупный банк еды в России. Банк еды – форма некоммерческой организации, которая поддерживает продуктами питания и товарами первой необходимости людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В 2020 году банк еды разработал и запустил собственный социальный цифровой проект «ПРОДкарта» – свою версию продуктовых сертификатов, о которых так активно стали говорить в Государственной Думе в последнее время. Люди и бизнес жертвуют средства на «ПРОДкарту», фонд конвертирует рубли в баллы, которые держатели карт могут потратить только на покупку еды в магазинах – партнерах проекта.

Именно банк еды «Русь» совместно с Х5 Group запустили в 2015 году продовольственный марафон «Корзина доброты», который до сих пор остается самым крупным проектом подобного рода, продолжает расти и привлекает новых партнеров и участников. Сейчас в 60 регионах страны можно найти организации, которые занимаются фудшерингом.

Банк еды «Русь» разделяет B2C фудшеринг на промышленный, розничный и агрофудшеринг.
Промышленный фудшеринг – это когда производители прямо со складов отгружают большие партии продуктов, от одной паллеты до нескольких фур. В 2012 году банк еды «Русь» начинал свою работу именно с промышленного фудшеринга. В рамках промышленного фудшеринга фонд чаще всего перераспределяет молочные продукты, безалкогольные напитки, детское и диетическое питание, кондитерские изделия, замороженные продукты, мясную и рыбную гастрономию, корма для животных, бытовую химию и средства гигиены. Сегодня с фондом сотрудничают крупнейшие производственные компании.

Розничный фудшеринг начал развиваться с 2015 года, когда первые предприятия общепита передали в банк еды нераспроданную еду. А летом 2022 года был запущен фудшеринг с ретейлерами – магазинами «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Магнит». В рамках розничного фудшеринга сотрудники партнерских кафе и магазинов отсортировывают небольшие объемы нераспроданных продуктов с достаточным сроком годности (не менее 24 часов) и передают волонтерам фонда. Магазины отдают в банк еды хлебобулочные изделия, фрукты, овощи, бакалею, напитки. В тот же день волонтеры банка еды передают продукты нуждающимся семьям и пенсионерам. Благодаря розничному фудшерингу рацион благополучателей значительно обогащается и становится более сбалансированным, полезным. Овощи, фрукты, бакалея – на стол к нуждающимся поступают продукты, которые они чаще всего не могут себе позволить.

В том же 2022 году банк еды «Русь» запустил промышленный фудшеринг для сельхозпредприятий – агрофудшеринг. Эта технология позволяет нуждающимся получить доступ к фермерским продуктам, а агрохозяйствам – снизить продовольственные потери. У ферм образуются невостребованные излишки урожая по многим причинам, например, из-за плохо налаженного сбыта и логистики. Хозяйства зачастую не могут продать «некрасивые» и «неправильного» размера овощи и фрукты, потому что такие плоды не соответствуют внутренним стандартам торговых сетей.
Александра Кумпан, исполнительный директор АНО «Фудшеринг», в своем интервью каналу ТК "Культура"дала такое определение: «Фудшеринг – это такой способ спасти еду, сделать так, чтобы ее не пришлось выбрасывать. Мы не работаем с физическими лицами, мы взаимодействуем с бизнесом и «подхватываем» то, что они не успевают реализовать в магазинах, кафе, пекарнях».

А что же происходит дальше? Как определить, кому эту еду передать?

“У нас есть рабочая модель. С каждой организацией мы договариваемся о том, как часто нужно приходить, в какое время, какой объём у них примерно образуется. Под каждую организацию мы формируем команду волонтёров. Это люди, которые знакомы с принципами фудшеринга, с нашими правилами работы, прошли специальное обучение. И вот, например, в назначенное время пришёл волонтёр, забрал то, что осталось. Они вместе с сотрудником организации оформили акт, в котором обязательно зафиксировали, что забирает волонтёр. И дальше волонтёр отправился распределять. В нашем случае эту еду бесплатно раздают людям: это и многодетные семьи, и пенсионеры, и просто люди, которые оказались в сложной финансовой ситуации. Для нас не так важно, кто именно получит еду. Важно только, чтобы продукты, пригодные для употребления, не оказались на свалке. Сейчас у нас ежемесячно такие бесплатные продукты получают порядка 11 тысяч человек» – поясняет Александра.

Один из приоритетов АНО «Фудшеринг» – развитие и распространение практики по спасению еды в России. В 2023 году при поддержке Фонда президентских грантов некоммерческая организация разработала образовательную платформу «Как запустить фудшеринг в своем городе».

Почему фудшеринг не становится массовой практикой

После выхода исследования «Фудшеринг в России: способ спасти до 1 млн тонн продовольствия ежегодно» (ТИАР-Центр, 2019 г.) фудшеринг, регулярно оказывается в центре внимания СМИ и общественности. В поддержку этой практики публично выступают многие компании и органы власти, включая Минпромторг, Минэкономразвития и Минсельхоз. По данным опросов Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, население также поддерживает практики бережного отношения к еде по этическим (92%), экономическим (85%) и экологическим (76%) соображениям. При этом лишь 8% россиян участвуют в фудшеринге и делятся едой через онлайн-платформы. Объем продуктов, перераспределяемых через фудшеринг, все еще невелик - менее 0,05% от объема пищевых потерь в России.

Почему несмотря на поддержку органов власти, общества и бизнеса фудшеринг не становится массовой практикой? Этот вопрос стал центральной темой серии глубинных интервью, которые провел Национальный центр спасения еды и заботы об экологии (АНО «Фудшеринг») с представителями крупнейших торговых сетей в России, работающих или рассматривающих возможность работы с сервисами фудшеринга. Совокупно эти компании составляют около 30% рынка розничной торговли.

Исследователи выявили ряд барьеров, препятствующих развитию фудшеринга в России.

А) В первую очередь это экономические причины: в текущих условиях стоимость утилизации ниже затрат на организацию фудшеринга в 2–3,5 раза. Эта разница возникает из-за необходимости уплаты входящего НДС. Крупные компании, бесплатно передающие продукты фудшеринг-сервисам, вынуждены платить НДС при такой передаче (до 20% от стоимости товара). Если эта еда направляется на утилизацию, такой обязанности не возникает.

Кроме того, уменьшая объем пищевых отходов за счет работы с фудшеринг-сервисами, магазин не всегда экономит на утилизации. Часто ритейл вынужден оплачивать услуги регионального оператора по вывозу отходов по нормативу, а не исходя из реального объема образования отходов. Норматив накопления ТКО устанавливается в каждом регионе и варьируется от 0,4 до 1,63 куб. м в год в расчете на 1 кв. м площади магазина. Таким образом, стоимость вывоза отходов не зависит от их фактического объема, а значит, у компаний нет рыночного стимула для снижения отходообразования.

Пример: согласно Территориальной схеме обращения с отходами города Москвы 2021 г., в среднем в Москве магазин площадью 100 м2 платит около 3 тыс. руб. в месяц за вывоз отходов. Спасение продуктов и передача их на фудшеринг создаст этому магазину дополнительную налоговую нагрузку в размере 4,6 тыс. руб. в месяц. В результате распределение продуктов среди людей будет стоить магазину 7,6 тыс. руб. в месяц (НДС + плата за вывоз ТКО по нормативу вне зависимости от объемов), а утилизация – в 2,5 раза меньше.

Б) Операционные причины. Фудшеринг – это новый операционный процесс для всех ритейлеров. Опрошенные игроки отмечают, что переход на фудшеринг требует перестройки внутренних учетных систем и обучения персонала, а значит, инвестиций. По оценкам некоторых участников опроса, такая доработка может стоить торговой сети 1-2 млн руб. При этом некоторые игроки опасаются, что такие инвестиции скажутся на стоимости товаров в магазинах, и в целом отмечают, что для подобных обновлений сегодня нет экономических причин (см. расчеты выше).

В) Недостаточный уровень информированности об экологической сути фудшеринга. Опрос показал, что бизнес и органы власти скорее относят фудшеринг к продуктовой благотворительности, упуская из вида его экологический эффект – предотвращение отходов (что гораздо эффективнее их переработки). В России не так много отраслей, в которых есть работающие инструменты для предотвращения отходообразования. По сути фудшеринг – это возможность рационально использовать уже произведенные продукты и продвинуться в достижении целей ESG-стратегий. По оценкам «ТИАР-Центра», потенциал фудшеринга – 1 млн тонн продуктов, спасаемых от свалки ежегодно.

Как преодолеть выявленные барьеры и сделать фудшеринг массовой практикой?

По результатам опроса выявлены следующие актуальные направления:

• в законопроекте об экономике замкнутого цикла (разрабатывается Министерством природных ресурсов и экологии России) зафиксировать приоритет спасения продуктов питания через фудшеринг над передачей на корм животными и утилизацией. Эта мера позволит использовать пригодную для употребления еду по своему прямому назначению – в рационе питания человека;

• отменить НДС на продукты, передаваемые на фудшеринг, чтобы как минимум уравнять этот процесс с утилизацией по стоимости и устранить экономический барьер в сфере предотвращения отходов;

• вывести продукты, передаваемые на фудшеринг, из-под действия ФГИС «Меркурий», поскольку эта система сильно ограничивает возможности передачи молочных, мясных и других типов продуктов;

• предоставить возможность торговым сетям оплачивать услуги по вывозу отходов исходя из их фактического объема, чтобы стимулировать бизнес к снижению отходообразования.

• информационная работа: разъяснение потребителям лучших практик бережного обращения с продуктами питания, в том числе через информационные кампании в магазинах и на упаковке товаров.

Еще 02.11.2023 года в Госдуму был внесен законопроект № 475659-8, предусматривающий поправки в налоговое законодательство в части расширения перечня операций, не признаваемых объектом обложения НДС.

Так, законопроектом предлагается освободить от налогообложения НДС операции по безвозмездной передаче пищевых продуктов с истекающим сроком годности – продуктов в натуральном или переработанном виде, употребляемых в пищу, а также бутилированной питьевой воды. Исключением предполагалось считать продукты детского и диетического питания, а также алкогольная продукция. Предполагается, что порядок такой передачи на безвозмездной основе пищевых продуктов с истекающим сроком годности будет устанавливаться Правительством РФ.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, освобождение от НДС вышеуказанных операций благоприятно скажется на ряде социальных и экономических аспектов. Это позволит решить проблему последующей переработки указанной категории товаров и их нехватки у отдельных социальных групп. Механизм будет зациклен не на необходимость реализации товара, даже с учетом истекшего срока годности, а на совершенствование системы отслеживания истечения этого срока с последующей передачей пищевых продуктов. Законопроект был рассмотрен Госдумой в первом чтении, но 27.02.2024 было принято решение его отклонить.

Законопроект об отмене НДС на продукты с истекающим сроком годности подорвет деятельность ретейлеров, заявил независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов. Комментируя ситуацию, он назвал данную инициативу «бредом сивой кобылы». По его мнению, законопроект был неправильно сформулирован.

По словам Анфиногенова, такая инициатива могла бы заработать в том случае, если будет четко прописан механизм адресной раздачи продуктов с истекающим сроком годности в специализированных пунктах. Он отметил, что «халява развращает людей», поэтому «устраивать свалку» из просрочки около магазинов нельзя. В качестве альтернативы эксперт предлагает государству сделать так, чтобы нуждающихся было как можно меньше: социализировать их, помогать в трудоустройстве и финансово поддерживать.

Ну а пока чиновники то вносят, то отклоняют важные законопроекты, люди решают проблему как могут: собираются в группы в соцсетях и размещают там объявления о том, какими продуктами могут поделиться. Вот только некоторые из них: «Фудшеринг Казань», «Фудшеринг Москва», группа «1 млн тонн» и многие другие.

Таким образом, дальнейшее развитие фудшеринга в России во многом связано с появлением новых технологичных платформ. В среднесрочной перспективе потенциальный годовой объем спасенного продовольствия может достичь 1 млн тонн, а это – возможность обеспечить едой около 1,3 млн нуждающихся россиян, предотвратить выброс 143 тыс. тонн метана, а также сделать бизнес на продуктах питания с истекающим сроком годности, общая стоимость которых – порядка 85 млрд руб. Цели в области устойчивого развития (ЦУР), принятые ООН на период до 2030 г., направлены на повышение благосостояния населения и улучшение экологической ситуации на нашей планете. Фудшеринг способен значительным образом повлиять на достижение ЦУР в России.

Автор: Екатерина Карпухина, эколог, экоактивист, соорганизатор проекта общественного компостирования «ВерниВгрунт»
Предотвращение образования органических отходов